На вопросы о смысле путешествий отвечает Олег Александрович Ерёменко — психолог-консультант, философ, востоковед, лектор, специалист в науке чтения руки, астролог, филолог, путешественник, фотохудожник.
Олег Ерёменко в настоящий момент является одним из специалистов Международного образовательного проекта «Психология Третьего Тысячелетия» и одним из кураторов Международной образовательной программы «Наука Жизни».
Евгения Погодина (ЕП): На одном из сайтов в перечне Ваших регалий значится, что Вы путешественник. Что это означает для Вас, что этим Вы хотели сказать миру о себе?
ОАЕ: Эти регалии не я писал. Для меня это комплимент.
Путешественник символизирует широту взглядов. Главное, приехав на чужую землю, постарайся соприкоснуться с мудростью этой земли. Каждый народ имеет своё наследие и ценность. Постарайся найти красоту этого места и попроси благословения, чтобы мудрость его вошла в твоё сердце.
Моя любимая тема, с которой я живу, — культура, обряды, традиции.
ЕП: Мир сейчас сильно изменился, и мы в большинстве случаев не знаем сути традиций, которые выполняем. Это влияет на их качество?
ОАЕ: Любой ритуал, значения которого не понимают, не имеет смысла. Ритуальная, обрядовая часть нужна, чтобы человек сонастроился со Вселенной. Это особый язык, на котором человек говорит мирозданию: «Я тебя вижу, я тебя слышу, я живу в гармонии с природой». Человек через обряды сонастраивается с законами жизни. А если проводить ритуалы просто внешне, без осознанности, то силы они большой не имеют.
ЕП: А может ли путешественник, приехав в другую культуру, поучаствовать в каком-то обряде, понимая его смысл, хоть человек и чужой этому народу? Или ритуалы только для местных?
ОАЕ: Нет понятий «чужой», «местный». Под Богом нет чужих людей. Обряды любой культуры — это в чистом виде соединение с Богом. Я, приехав из края берёзок в пустыню, буду делать ритуал, понимая, что я одному и тому же Богу просто по-другому передаю своё послание. А если я буду думать, что я православный приехал в чужеродную Индию, это будет оскорбление. В любой традиции всё об одном — о гармонии со Вселенной. Куда бы я ни приехал, я с удовольствием приму участие в красивых, благостных и достойных ритуалах. Для меня это великая честь и удача, ведь тебя должны ещё допустить до этого таинства. В показных же ритуалах на продажу нет силы, просто красивый театр. Например, шаманское камлание на бубне — это великое таинство, и, если человек так молится, он никогда не даст себя фотографировать.
ЕП: Верно ли, что желанием путешествовать должна быть идея вернуться другим, изменившимся?
ОАЕ: Да, научиться чему-то новому. Если человек не понимает смысла путешествий, если нет глубинных изменений, то они приедаются, видятся одни те же страсти, беспокойства, проблемы, куда бы ни приехал.
ЕП: Означает ли, что только паломнические путешествия, где цель заведомо высокая, являются путешествиями со смыслом?
ОАЕ: Не совсем так. Если человек не потребитель, а ищет смыслы в жизни, он будет учиться не только через паломничества, но и посещая, например, древние города. Находясь на их улицах, ты уже как в паломничестве, понимаешь, что здесь жили сотни людей, здесь огромное количество ценностей и красоты какого-то общества. Когда я приезжаю куда-то, я стараюсь увидеть святыню или Бога не только святых местах, а в сооружениях, в древней плитке, например, в той же природе. Путешествуя год назад в Турции, я посетил руины древнегреческого города. Здесь жила цивилизация, которой нет сейчас, и тут осознаётся мимолётность жизни. Этот город и был для меня местом паломничества, потому что понимаешь скоротечность времени, а время для меня — первое проявление Бога. Я хочу видеть Бога везде, и с этим настроением я путешествую.
ЕП: А всё-таки, зачем люди путешествуют?
ОАЕ: Человек не может быть без изменений, а путешествия олицетворяют собой расширение горизонтов, способствуют увеличению вкуса к жизни, помогают увидеть мир за пределами собственных ограничений.
Душа, по природе своей, динамична, сознание всегда хочет развиваться, а если у человека всё время одна и та же картина вокруг: работа, квартира и прочее — он начинает тосковать, поэтому надо выходить за пределы привычного пейзажа. Это большая потребность.
Но довольно часто бывает и так, что люди путешествуют не с целью расширить сознание, а чтобы сбежать от проблем. Например, семейная пара имеет проблемы и, оставаясь вдвоём, они испытывают дискомфорт, так как имеют друг к другу непроговоренные претензии. Для того, чтобы отвлечься от невысказанной проблемы, люди уезжают. Или есть какая-то внутренняя печаль, которая требует интроспекции — где мы себя обманываем, где живём не в контакте с самим собой. Но вместо решения проблем, люди меняют внешнюю картинку, едут в путешествие. И в этом случае путешествия похоже на анестетик, сродни просмотра телесериалов для отвлечения от своей жизни на чужую. Поэтому иногда, но не всегда, путешествия являются потребностью бессознательного, когда человек хочет убежать от той боли, жить с которой он не может. И это облегчает жизнь, но не решает ситуацию.
По-настоящему же путешествия нужны, чтобы человек что-то изучал и становился человеком широких взглядов. И если люди идут путешествовать, чтобы учиться, с уважением знакомиться с культурой других стран, с принятием их культуры и событий, то это сильно расширяет сознание.
ЕП: Значит, задумывая путешествие, первым надо задать вопрос: «Зачем я туда отправлюсь?»
ОАЕ: Да. Либо я хочу сбежать от привычного сумрака, либо расширить сознание.
ЕП: Если человек не хочет путешествовать, ему и так хорошо? Или если для расширения кругозора и сознания он использует другие методы, не обеднит ли его жизнь отсутствие путешествий?
ОАЕ: Надо понять, почему человек не хочет путешествовать. Он может не желать выходить из своего узкого мирка, не желать принять других людей, другую культуру. Не критиковать, а именно принять. И тогда отсутствие путешествий похоже на состояние паузы, нет движения ни вперёд, ни назад. Страх изменений.
А может быть такое, что человек самодостаточный. Например, знаменитый советский учёный Ю. В. Кнорозов, который расшифровал язык майя, сказал, что ему необязательно было путешествовать. Он, никуда не выезжая, расшифровал надписи майя. Он это сделал, когда узнал, что мировая научная общественность считает это невозможным. Он показал, что человеку с широким сознанием, широким кругозором, можно и никуда не ездить. Сам учёный только в 1990 году в 68 лет впервые выехал из страны, по приглашению президента Гватемалы, и увидел останки цивилизации майя. Но это показатель живого, открытого человека. А есть люди, которые боятся беспокойств и тревог и сидят дома.
ЕП: Так как о Вас можно сказать как о человеке, который нашёл своё место в жизни, а раз путешествия имели для Вас большое значения, то и они этому поспособствовали. Так ли это?
ОАЕ: Да, для меня основные уроки в путешествиях — уроки уважения, способности ценить людей. Самое большое впечатление на меня производили люди, глубоко относившиеся к своей вере, к своим ценностям, в той же Индии, Непале. И самый драгоценный опыт, который я получаю, — это наблюдение за тем, как люди живут обычной повседневной жизнью, но живут по духовным законам. Я считаю, эти люди — мои учителя. В первую очередь, я езжу в путешествия за этим.
ЕП: Что бы Вы порекомендовали нашим читателям, собирающимся в путешествие?
ОАЕ: В первую очередь, человек должен ехать не пустым, то есть представлять из себя личность, имеющую свою философию. Если ехать пустым, то и будешь в путешествии только отражать себя и вернёшься с впечатлениями, которые забудутся через месяц.
Второе — познакомься с культурой и традицией страны, в которую едешь.
Третье — пытайся свою личность обогатить мудростью этого народа, этой земли, чтобы вернуться из путешествия более зрелым. Внимательно относись к жителям этого места, спрашивай о смысле традиций и обрядов. Учись. Школа везде, а в путешествиях развитие усиливается в несколько раз.
Беседу вела Евгения Погодина