Индуизм недаром называют «религией тысячи праздников». Фактически у каждого бога есть свой памятный день, а то и не один. И все отмечаются с размахом, при большом скоплении народа. Скажем, на Кумбхамелу 2007 года по всей стране собралось 70 миллионов человек — абсолютный мировой рекорд по многолюдности собраний. И это притом, что самым любимым и популярным является другое торжество — Холи, по случаю которого принято устраивать красочные баталии: обливать друг друга и все вокруг краской, посыпать ярким порошком.
Речь идет, собственно, о Новом годе по индуистскому календарю. Как и многие древние народы, приверженцы этой религии встречают его весной, когда пробуждается природа. А конкретнее — Холи наступает в полнолуние весеннего месяца пхалгуна, который приходится на февраль — март.
Откуда взялась эта дата, кто и когда впервые отметил ее — теперь уже проследить не удается: разветвленные корни традиции уходят в толщу времен. Например, по одной из легенд, Вишну дал четырем кастам четыре праздника — по одному на каждую. Холи достался низшим — шудрам, то есть земледельцам, рабам и слугам. Но по иронии судьбы именно Холи стал самым популярным праздником у представителей всех каст и почти у всех народов, населяющих Индостан.
Спасение Прахлады
Как многолика, ярка и загадочна Индия, так же многолик и Холи. В каждой области он «оформляется» по-особому. Пышнее всего праздник проходит, пожалуй, на северо-западе, а скромнее всего — на юге. И даже на вопрос о том, какому из множества богов прежде всего посвящен Холи, каждый район страны дает свой ответ.
Самый распространенный миф на эту тему — история юноши по имени Прахлада, сына царя демонов Хираньякашипы. Получилось так, что он отказался признать божественный статус своего отца и стал поклоняться одному только Вишну. Разгневанный правитель поручил тетке мальчика, Холике, сжечь непокорного. Она взошла с Прахладой на руках на огромный костер и стала ждать, когда тот сгорит (сама Холика специальным заклятием была ограждена от огня). Но Вишну услышал страстные мольбы своего почитателя и не только сделал его нечувствительным к пламени, но и разрушил защиту демонессы Холики. А после сам спустился с небес на землю и убил непобедимого Хираньякашипу. Итак, в день Холи многие индийцы приветствуют гибель Холики и спасение Прахлады. Соответственно в ключевой момент праздника (кое-где он длится до двух недель) сжигается чучело злой демонессы.
Там, где больше почитают Кришну, в частности близ города Матхура в северном штате Уттар-Прадеш, где, как считается, он провел детство и юность, Холи связывают именно с этим любвеобильным богом. Предания гласят, что юный непоседа очень любил всяческие проказы. К примеру, поливал краской своих друзей-пастухов и подруг-пастушек — гопи. А главную любимицу Радху осыпал порошком, чтобы потемнела ее кожа (сам Кришна был черным).
На юге страны по случаю Холи вспоминают историю богини страсти Рати, которой пришлось похоронить мужа — бога любви Каму. Озорной Кама нацелил свой лук с пятью цветками-стрелами на аскета Шиву и отвлек его от медитации. За это он был испепелен огнем, вышедшим из третьего глаза могущественной «жертвы». Правда, позже Шива, уступив мольбам своей жены Парвати, вернул Каме телесный облик. Вот в честь этого возвращения и устраивают Холи.
Ну а помимо религиозных подоплек у этого праздника есть и чисто практическая. Именно в это время в Индии начинают собирать урожай пшеницы. В общем, все тут сплелось: Новый год, весеннее равноденствие, сельскохозяйственные дела, слезы Рати, смех гопи.
Всеми цветами радуги
Конечно, готовиться к такому важному дню следует заранее, точнее, еще с полнолуния предыдущего месяца магха (январь — февраль). Начиная с него индийцы вдохновенно распевают специальные песни о Холи, где прославляется победа Вишну, оплакивается смерть Камы и так далее. Северяне тогда же начинают готовить и костер для сожжения сестры царя демонов — собирают дрова, хворост, мусор, тряпки… Поклонники Кришны добавляют от себя шарики из коровьего навоза, символизирующие участие стад Кришны в борьбе с Холикой.
Вообще костры на Холи жгутся повсеместно — просто чтобы обозначить «смерть года». В пхалгунское полнолуние перед каждым домом роется яма, куда складывают поленья и побег касторового боба-рецинника, или клещевины. По старой традиции первым зажигал эту погребальную смесь возле своего дворца раджа, и уже оттуда огонь разносили по простым жилищам. Теперь каждый справляется сам, но обычай поджаривать на священном пламени и с аппетитом поедать свежесобранные колосья пшеницы, конечно, остается.
Затем, уже после сожжения пресловутого чучела, начинается самая веселая часть Холи — так называемая Рангпанчами, то есть рождение нового года. Вот тут-то все и принимаются осыпать друг друга яркими цветными порошками (гулаль) и поливают водой со специальными красителями. В деревнях для этой цели делают брызгалки из подручных материалов (обычно из бамбуковых трубок). В городах в ход идут игрушечные водяные пистолеты и мощные самодельные водометы, которые в семьях передаются из поколения в поколение. «По уши» в краске оказывается буквально все — дома, машины, люди. В воздухе висит и переливается на солнце яркая пыль. Незнакомые встречные обсыпают друг друга цветной пудрой, улицы превращаются в полотна импрессионистов. Красители специально замешиваются так, чтобы легко смывались и чтобы никто ни на кого не обижался. В такой день быть в обиде на кого бы то ни было — грех. Правда, есть шутники, которые добавляют в цветную воду настоящий стойкий краситель, но это все же исключение.
Вот такие забавы
Итак, это самый демократический праздник в Индии. Там, где весь год действуют строжайшие социальные законы, на Холи можно облить красным костюм чиновника или толкнуть в лужу ученого брахмана. Впрочем, многие представители высшей касты в этот день из дома практически не выходят, а в семейном кругу поглощают ритуальные гудия — треугольные пирожки с творогом и цукатами, испеченные в масле.
Но что делают все, независимо от того, как провели предыдущие часы, — это непременно моются вечером водой, разогретой на «огне Холи». А смыв краску, одеваются в самые нарядные одежды и отправляются друг к другу в гости — на праздничное угощение.
На юге, в Мадрасе, еще и поют плач Рати о сожженном Шивой Каме. При этом мужчины осыпают женщин непристойной бранью, чтобы «ритуально» выразить отвращение, которое Шива (в своей аскетической ипостаси, разумеется) питал к этому полу. Историки считают, что ругань эта еще и «напоминает» индийцам о сложных отношениях местного населения с пришлыми кочевниками, которые не раз наводняли полуостров, а плач, в свою очередь, отражает плач древних жен, чьи мужья ушли покорять новые земли и не вернулись.
В районах, «подшефных» полигамному Кришне, напротив, после тушения священного костра начинается всеобщий разгул без кастовых ограничений и запретов! Конечно, сегодня настоящий свальный грех практикуется только в самых отдаленных «средневековых» уголках, но к женщинам на улицах по-прежнему пристают с непристойными предложениями. Остались в ходу и шуточные драки, и танец гхаир, который воспроизводит любовные игры Кришны с гопи.
Вообще же следующий день после сожжения Холики называется дхувалд, от корня dhul — «пепел». В этот день многие индийцы бросаются друг в друга уже не цветным порошком, а собственно пеплом и землей. Женщины бросают золу в воду, символизируя этим презрение к демонессе, а мужчины поют непристойные песни о забавах Кришны с пастушками и высмеивают всех встречных представительниц слабого пола. Редкая из них выйдет из дома в это время, к примеру, в Западной Индии. Нецензурной бранью дело не всегда ограничивается: могут и крепко обнять без спроса. А вот маратхский народ, например, на дхувалд занят более серьезными вещами: он поминает всех павших когда-либо в бою и до изнеможения танцует вокруг костра с обнаженными мечами. В некоторых районах в этот день богам приносится в жертву коза… В общем, единство Холи в его разнообразии.
Основным общеиндийским центром празднования Холи считается все та же Матхура. Здесь праздник продолжается очень много дней и собирает паломников со всего субконтинента. Говорят, если повезет, они могут тут увидеть Кришну в танце с пастушками на залитых лунным светом полях Вриндаван и услышать волшебные звуки его флейты. Не правда ли, тут прослеживается параллель с римскими сатурналиями и вообще с простыми и немудрящими «природными» праздниками европейского язычества?
В некоторых традициях Холи можно даже найти параллели с русскими обрядами, несмотря на то что этот праздник нам кажется далекой экзотикой. Но ведь и древние славяне радостно встречали весну — обновление жизни. И на Руси на праздник Масленицы, так же как в Индии, сжигали чучело — символ зимы, молодежь водила хороводы, парни и девицы заигрывали друг с другом, на ярмарках скоморохи разукрашивали лица. А русские куличи очень походили на ритуальный кекс, без которого не обходится Холи. Недаром этнографы давно установили наше коренное братство с индийцами.
Данила Кузнецов
статья взята с сайта журнала "Вокруг Света"